Объединение независимых экспертов игровой,
учебно-методической и электронной
продукции для детей
 
Главная / Статьи / 15.06.2015



схема проезда






 
 
15.06.2015
Уникальный и удивительный ранний возраст

Качанова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией дошкольного образования им. А.В. Запорожца ГБНУ «Московский институт развития обра¬зования»
Уникальный и удивительный ранний возраст


Ранний возраст — уникальный и удивительный. Ведь все только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире!.. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фун¬даментальные человеческие способности — познавательная активность, любозна¬тельность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другие. Причем, все эти способности не возникают сами по себе.

Чрезвычайно важным и ответственным периодом развития ребенка является ран¬ний возраст. Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого возраста (от рож¬дения до года) и раннего возраста (от одно¬го года до трех лет). Полноценное развитие ребенка невозможно без непосредствен¬ного участия взрослого и требует соответ¬ствующих возрасту форм деятельности.

Общение
Взрослый для ребенка — источник радо¬сти, дающий чувство защищенности. Де¬фицит эмоциональных контактов со взрос¬лым, изоляция ребенка могут привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни. Для младенца в этот период необ¬ходимо состояние эмоционального благо-получия. Очень важно обеспечить ребенку полноценный гигиенический уход, охрану и укрепление здоровья, создать условия для нормального психофизического раз¬вития. Именно взрослый создает все усло¬вия для нормального развития ребенка.
Взрослый должен разговаривать с ребенком, называть предметы и яв-ления, рассказывать о том, что делает или собирается делать, интонировать свою речь, напевать. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям — как положительные, так и отрицательные. При этом основ¬ной эмоциональной составляющей всех высказываний взрослого всегда должны оставаться забота и любовь по отношению к малышу.
Общение ребенка с любящими его взрослыми может быть достаточно раз¬нообразным. Игровое общение вызы¬вает оживление младенца. Действия с предметами и игрушками стимулируют различные движения пальчиков на руках, что имеет особое значение в развитии его речи.
Использование взрослым пестушек, по¬тешек, прибауток, поговорок обогащает звуковую и речевую среду, развивает ин¬тонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помога¬ет освоить речь.

Предметная деятельность и ее роль в развитии малыша
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятель¬ности. Ребенок раннего возраста — настоящий исследователь. Большое значение для развития познава¬тельной активности детей раннего возраста имеет желание не толь¬ко рассматривать предметы, но и действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспе-риментировать... Поэтому ранний возраст является периодом наибо¬лее интенсивного усвоения спосо¬бов действий с предметами.
Содержанием совместной де¬ятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред¬метов. Взрослый выступает для ребенка не только источником вни¬мания и доброжелательности, но и образцом действий человека с пред¬метами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая дея¬тельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновре-менно получает и внимание взрос¬лого, и содействие, и, главное, новые адек¬ватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.
Под влиянием предметной деятельно¬сти, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, па¬мять и другие познавательные процессы. Прежде всего, в предметной деятельности малыша происходит развитие восприя¬тия, которое составляет центр сознания ребенка.
Восприятие детей этого возраста разви¬вается в процессе практических действий: путем проб и ошибок ребенок может со¬брать пирамидку, вложить предмет в от¬верстие соответствующей формы и раз¬ мера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных срав-нений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ма¬лыш открывает новые средства для до¬стижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого (закативший¬ся мячик — с помощью палки), встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок от¬крывает и новые свойства вещей. Напри¬мер, зачерпывая воду с помощью решета, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимули¬рует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внеш¬них проб, экспериментируя и фантазируя «в уме». Это и есть процесс формирова¬ния внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно-дей¬ственного мышления зарождается нагляд¬но-образное, которое в дошкольном воз¬расте становится основным.
Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего воз¬раста (пирамидки, простые кубики, вкла¬дыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамид¬ку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величи¬ны и совершать действия в определенном порядке — сначала собрать самую малень¬кую, а потом вложить ее в большую.
Первоначально малыш может выпол¬нять эти действия только методом прак¬тических проб, потому что еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая ниж¬нюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, — и начинает пробовать другую. Иногда он пы¬тается добиться результата силой — втис¬нуть неподходящие части, но вскоре убеж¬дается в несостоятельности этих попыток и переходит к подбору разных частей, пока не найдет нужную деталь. Эта сложная для малышей практическая деятельность способствует формированию восприятия, мышления, памяти.
На третьем году жизни у детей складыва¬ются представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за кон¬кретными предметами. Для обогащения представлений ребенка о свойствах пред¬метов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных прак¬тических действиях. Богатая и разноо¬бразная сенсорная среда, с которой малыш активно взаимодействует, является важнейшей предпо¬сылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игруш¬ку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребенок начинает ориентировать¬ся не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем спо¬собствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельно¬му установлению — важный шаг в развитии мышления.
Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Малыш использует разные способы от¬крывания коробочки, доставания при¬влекательной игрушки или приобретения новых впечатлений — и в результате сво¬их попыток получает эффект. Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или, сдвинув крышку коробочки- пенала, открывает ее и достает спрятан¬ный предмет. Мышление ребенка, кото¬рое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно ис¬пользуют наглядно-действенное мышле¬ние для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. На¬стойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожи¬даемого эффекта (открывание и за¬крывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, вну¬тренних форм мышления.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявля¬ются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчи¬вости и в удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской де¬ятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые познава¬тельные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Овладение речью
Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овла¬дение речью. Ситуация, в которой возника¬ет речь, должна представлять предметное сотрудничество малыша со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т. е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться. Если ребенок увлеченно играет с предметами, но делает это в одиночестве, у него не возникает по¬требности назвать их, обратиться к кому- либо с просьбой или выразить свои впе¬чатления.
Сотрудничество ребенка со взрослым требует перестройки поведения: чтобы быть понятым, малышу требуется отвер¬нуться от желанного предмета, обратить¬ся к взрослому, произнести совершенно определенное слово.
Первые активные слова ребенка появ¬ляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происхо¬дит «речевой взрыв», который проявляет¬ся в резком нарастании словаря и повы¬шенном интересе к речи.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ре¬бенка. Дети в этом возрасте уже могут слу¬шать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые им не адресованы. Они уже пони¬мают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрос¬лых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным
средством общения и мышления ребенка.
Овладение речью открывает возмож¬ность произвольного поведения ребен¬ка. Первым шагом к произвольному по¬ведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Подчеркнем, что в раннем возрасте слово является более слабым побудителем и регулятором по-ведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственно воспринимае¬мая ситуация.

Рождение игры
Рождение игры — одно из важных приобретений раннего возраста. Однако разделение игровой деятельности и дей¬ствий с предметами происходит только в конце этого периода. Сначала ребенок играет исключительно с реалистичными игрушками и воспроизводит с ними зна-комые ему действия (причесывает куклу, укладывает ее спать, кормит, катает в ко¬ляске и пр.) В возрасте около трех лет, бла¬годаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название зна¬комых предметов определяет способ их игрового использования (палочка стано¬вится ложкой или расческой, или градус¬ником и пр.). Однако становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требует специального при-общения к игре, которое возможно толь¬ко в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить во¬ображаемую ситуацию. Такое приобще¬ние дает начало новой деятельности — сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте. Само¬стоятельные, придуманные ребенком игровые образы являются первыми про¬явлениями детского воображения.
Появление потребности в общении со сверстниками
Потребность общения со сверстниками складывается на третьем году жизни и не укладывается в привычные рамки обще¬ния взрослых между собой или ребенка со взрослым. Общение со сверстниками от¬личается непосредственностью, эмоцио¬нальной насыщенностью и желанием про-демонстрировать собственные успехи. В становлении общения детей между собой велика роль взрослого. Ведь именно взрос¬лый помогает ребенку обратить внимание на сверстника.

Кризис трех лет
Серьезные успехи ребенка в предмет¬ных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют все его поведение. К концу раннего дет¬ства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действо¬вать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста оно находит свое выражение в словах «Я сам», которые яв¬ляются свидетельством кризиса трех лет.
С желаниями ребенка надо обязательно считаться. Если взрослые не удовлетворя¬ют желание ребенка действовать само¬стоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка ожида¬ния помощи окружающих. Могут возник¬нуть ситуации, когда требуется сделать что-то вопреки желаниям ребенка. В таком случае следует объяснить малышу, почему это необходимо.
Всегда в доступной форме и по существу высказывайте свое неодобрение, если ре¬бенок поступает неправильно — и обяза¬тельно, обязательно поощряйте и хвалите его за все достижения и маленькие победы!



Фото недели
Стань экспертом Математическая обезьянка






       


115551, Москва ул.Домодедовская, 20, корп.3
(495) 392-76-54
(495) 392-8127

схема проезда